Как научится играть со своим ребенком?

Как научится играть со своим ребенком?

   Иногда приходится слышать жалобы мамы, подобные следующей: купили ребенку деревянную железную дорогу с множеством комплектующих. Он несколько раз сложил колею, запустил поезд, и игра отправилась в угол, где уже пылятся другие дорогие игрушки, сам же бродит по квартире с унылым видом и хнычет, что ему скучно.

 В чем причина? Да этот ребенок просто не был обучен умению играть с самого раннего детства. Очевидно, родители уделяют много внимания его благополучию, но мало проводят время с малышом и совсем не играют вместе с ним игрушками. Подрастая, такой ребенок будет с большим трудом входить в детский коллектив и может оказаться, что он меньше подготовлен к взрослой жизни.

Детские психологи утверждают, что с первых дней жизни ребенка одной из главных его потребностей является контакт с родителями. Проводя время с ребенком, следует ненавязчиво обучать его игре с разными игрушками. Чтобы игра интересовала ребенка, важно устанавливать ее связь с реальной жизнью. Мама или папа должны быть сами увлечены игрой, тогда она обязательно заинтересует ребенка. Импровизируйте во время игры, придумывайте новые сюжеты с одной и той же игрушкой. Чтобы сюжет был понятен ребенку, его можно брать из вашей повседневной жизни. Ваш маленький партнер по игре будет сначала только наблюдать, потом начнет участвовать в развитии сюжета, а со временем научится придумывать их сам.

Соответствие игры или игрушки возрастным особенностям ребенка также имеет немаловажное значение:

  • Ранний возраст (2,5 – 3 года) – период исследования игрушки.

Ребенок может ронять (или специально бросать) игрушку, стучать ней, пробовать «на зуб», вкладывать одну игрушку в другую, строить из них пирамиды и т.д. В этом возрасте от погремушек постепенно переходим к кубикам, волчкам, пирамидкам, мячикам и т.п. Можно использовать простые конструкторы, состоящие из крупных деталей.

Игрушки должны быть яркими, достаточно крупными, выполнены из безопасных материалов и в форме без острых углов. Используя ту или иную игрушку в игре с ребенком, следует акцентировать внимание на ее цвете, форме и т.д.

Уже в этом возрасте ребенку можно купить деревянную железную дорогу с небольшим количеством элементов. После того как вы сложите ее вместе с ребенком и отправитесь в увлекательное путешествие, ему обязательно захочется сложить дорогу самостоятельно. Старайтесь легонько подталкивать его к нужным действиям, но ни в коем случае не выполняйте их вместо него (если он вас об этом не просит).

  • В возрасте от трех до пяти лет игра должна способствовать развитию речи, мышления и воображения ребенка, освоению им социальных ролей.

В этот период в жизни ребенка должны появляться мягкие игрушки, куклы, детская посудка и мебель, машинки, строительные конструкторы и другие игрушки, помогающие отображать в игре сцены из жизни. Купленную ранее деревянную железную дорогуможно усложнить новыми элементами, с помощью которых можно разнообразить сюжет игры.

Хорошо использовать в это время игрушки, которые надеваются на пальцы или на руки. Оживляя их, ребенок учится импровизировать, развивает речевые навыки. Новая кукла или мягкая игрушка, прежде чем попадет в руки ребенка, должна «ожить» в руках мамы, поговорить с ребенком, предложить поиграть с ней.

Этот период должен также способствовать творческому развитию ребенка. В его арсенале должен присутствовать пластилин, фломастеры и краски, другие творческие наборы в соответствии с его определяющимися наклонностями. Чтобы приучить ребенка убирать игрушки, процесс уборки следует тоже превратить в игру. Для машинок у него должен быть построен гараж, куда водитель загоняет свои авто после поездки, уставшие куклы должны лечь спать и т.д. Похвалите ребенка, если он сам убрал игрушки, полюбуйтесь вместе с ним на порядок, наведенный в игрушечном царстве.

  • В возрасте пяти – семи лет игра очень сближается с жизненными реалиями

Ведущее место занимают ролевые игры, а также игры, регламентируемые определенными правилами. Актуальными становятся ролевые игры (дочки-матери, больница, школа, магазин и др.). С развивающей целью ребенку следует приобретать настольные игры, мозаики и пазлы, требующие усидчивости и терпения, сложные многосоставные конструкторы. Деревянная железная дорога должна пополниться новыми элементами, позволяющими сооружать многоуровневые конструкции, а также более сложными локомотивами и комплектующими для сооружения станционного городка, дающими неограниченные возможности для развития новых сюжетов.

Теперь самое время в ненавязчивой игровой форме приучать ребенка к труду, придумывая новые сюжеты для выполнения разных видов деятельности.

Выше приведены только общие рекомендации по использованию игр и игрушек детьми разного возраста. Все же каждый ребенок является неповторимой личностью со своими особенностями и интересами, с которыми необходимо считаться, выбирая ему игрушку. Никто лучше родителей не может определить наклонности и потребности их ребенка. Поэтому будьте внимательны во время общения с сыном или дочерью, старайтесь как можно полнее выявить их наклонности с целью предоставления возможностей для их развития.

И помните, любая игра превратится для ребенка в увлекательное действие, если мама или папа будут так же сильно увлечены игрой. Не жалейте время на игру с ребенком. Умение играть формируется достаточно быстро. И совсем скоро вы сможете участвовать в игре, не отрываясь от своих занятий и способствуя формированию его самостоятельной деятельности, что является очень важным жизненным навыком. А мостик к душе ребенка, построенный в процессе общения, игры, со временем превратится в прочную взаимосвязь.

04.09.2017